Существует международные стандарты деления рек на категории сложности.
Категория I:
несложные. На этих реках есть небольшое течение, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни. Опасности минимальны, самоспасение не затруднено, доступно для новичков.
Пример: река Или
Категория II:
умеренно сложные. На таких реках встречаются сравнительно простые препятствия: простейшие пороги с умеренными валами, небольшие «сливы» и «бочки». В некоторых местах поток ускоряется. Возможно прохождение на открытых судах (каяках, байдарках, каноэ) без юбки. Могут потребоваться простейшие умения управления судном. Безопасно плавание отдельно от судна, особенно в группе.
Примеры: река Тургень
Категория III:
сложные. Валы рек этого класса могут быть высокими и беспорядочными. Пороги с умеренными валами, которых не так просто избежать. Многочисленны камни и другие препятствия такие, как бочки и небольшие улова.
Затруднительно прохождение на открытых судах. Необходимы навыки управления судном. Могут встречаться небольшие бочки и большие волы, но их просто избежать. Желательны просмотры некоторых участков для новичков. Плавание отдельно от судна безопасно, если в группе присутствуют более опытные спасатели, но можно получить легкие ушибы.
Примеры: Река Чилик (низовье)
Категория IV:
очень сложные. Сложные пороги, требующие уверенных навыков управления судном. Необходим уверенный навык захода и выхода из уловов. Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. Могут встречаться большие валы, бочки и высокие сливы, которых невозможно избежать. «Бочки» опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование.
Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна «с наплыва».
Просмотры некоторых участков необходимы. Для успешного прохождение может потребовать обязательное выполнение некоторых маневров. Разнообразные, но предсказуемые водные структуры. Невозможно нормальное прохождение на открытых судах. Крайне желателен навык эскимосского переворота. Плавание отдельно от судна может угрожать здоровью, самостоятельное спасение может быть крайне затруднено.
Примеры: река Чилик (верховье - Бартогай), река Коксу
Категория V:
чрезвычайно сложные. Очень сложные пороги, часто осложненные непрерывностью. Обязательные для захода улова могут быть маленькие и пульсирующие. Обязателен 100%-ый эскимосский переворот и очень уверенное управление судном.
Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки. А также могут содержать места, обойти которые необходимо для сохранения здоровья и жизни. Но могут быть некоторые участки обязательные для прохождения в виду отсутствия возможности обнести. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельные участки реки могут представлять серьезную опасность для жизни. Плавание отдельно от судна допускать нельзя ни в коем случае. Страховка крайне важна.
Примеры:
Категория VI:
верхний предел проходимости. Пороги предельной сложности. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Цена ошибки предельно высока.
Часто возможно прохождение лишь по определенному уровню воды. Детальный просмотр и страховка обязательны. Даже спортсмены высшего класса не могут быть на 100% уверены в том, что абсолютно верно выдержат линию в порогах 6 категории сложности. Их рискуют проходить немногие. Некоторые реки так и остались непокоренными. Сплав по таким рекам без сомнения является экстремальным видом спорта.
Примеры:
Класс Х
Прохождение невозможно
Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом — второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории.
Для более точной характеристики иногда используется "половина" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV.
Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия:
Категория I:
несложные. На этих реках есть небольшое течение, однако единственную опасность представляют небольшие мели, на которых могут встречаться одиночные выступающие камни. Опасности минимальны, самоспасение не затруднено, доступно для новичков.
Пример: река Или
Категория II:
умеренно сложные. На таких реках встречаются сравнительно простые препятствия: простейшие пороги с умеренными валами, небольшие «сливы» и «бочки». В некоторых местах поток ускоряется. Возможно прохождение на открытых судах (каяках, байдарках, каноэ) без юбки. Могут потребоваться простейшие умения управления судном. Безопасно плавание отдельно от судна, особенно в группе.
Примеры: река Тургень
Категория III:
сложные. Валы рек этого класса могут быть высокими и беспорядочными. Пороги с умеренными валами, которых не так просто избежать. Многочисленны камни и другие препятствия такие, как бочки и небольшие улова.
Затруднительно прохождение на открытых судах. Необходимы навыки управления судном. Могут встречаться небольшие бочки и большие волы, но их просто избежать. Желательны просмотры некоторых участков для новичков. Плавание отдельно от судна безопасно, если в группе присутствуют более опытные спасатели, но можно получить легкие ушибы.
Примеры: Река Чилик (низовье)
Категория IV:
очень сложные. Сложные пороги, требующие уверенных навыков управления судном. Необходим уверенный навык захода и выхода из уловов. Пороги на отрезке реки такой сложности непрерывны, поток отличается мощностью. Могут встречаться большие валы, бочки и высокие сливы, которых невозможно избежать. «Бочки» опасны и непредсказуемы. Необходимо постоянное маневрирование.
Если сплав по рекам предыдущих уровней не требовал предварительного просмотра, то линия движения при прохождении препятствий IV категории не очевидна «с наплыва».
Просмотры некоторых участков необходимы. Для успешного прохождение может потребовать обязательное выполнение некоторых маневров. Разнообразные, но предсказуемые водные структуры. Невозможно нормальное прохождение на открытых судах. Крайне желателен навык эскимосского переворота. Плавание отдельно от судна может угрожать здоровью, самостоятельное спасение может быть крайне затруднено.
Примеры: река Чилик (верховье - Бартогай), река Коксу
Категория V:
чрезвычайно сложные. Очень сложные пороги, часто осложненные непрерывностью. Обязательные для захода улова могут быть маленькие и пульсирующие. Обязателен 100%-ый эскимосский переворот и очень уверенное управление судном.
Пороги могут включать высокие водопадные сливы, узкие проходы, очень сложные шиверы и бочки. А также могут содержать места, обойти которые необходимо для сохранения здоровья и жизни. Но могут быть некоторые участки обязательные для прохождения в виду отсутствия возможности обнести. Здесь еще более необходима предварительная разведка препятствий, поскольку отдельные участки реки могут представлять серьезную опасность для жизни. Плавание отдельно от судна допускать нельзя ни в коем случае. Страховка крайне важна.
Примеры:
Категория VI:
верхний предел проходимости. Пороги предельной сложности. Препятствия данной категории сложности не прощают ошибок. Цена ошибки предельно высока.
Часто возможно прохождение лишь по определенному уровню воды. Детальный просмотр и страховка обязательны. Даже спортсмены высшего класса не могут быть на 100% уверены в том, что абсолютно верно выдержат линию в порогах 6 категории сложности. Их рискуют проходить немногие. Некоторые реки так и остались непокоренными. Сплав по таким рекам без сомнения является экстремальным видом спорта.
Примеры:
Класс Х
Прохождение невозможно
Как правило, помимо присваивания реке определенной категории, ее отдельные участки и пороги могут также получать описание. Так, сложность отдельного порога указывается в виде индекса. Например, II3 означает, что участок в целом — второй категории сложности, но содержит порог или водопад третьей категории.
Для более точной характеристики иногда используется "половина" категории: III–, III, III+, IV– и т.д., или двойное обозначение: III–IV.
Таким образом, несмотря на всю приблизительность подобных обобщений сплавных рек, в международной шкале соблюдены три простых и объективных критерия:
- Наличие препятствий
- Возможность определить линию движения
- Возможность определить последствия несоблюдения линии движения.